ГлавнаяСобытияНовости — Новосибирский грузовой беспилотник войдет в национальный проект

Новосибирский грузовой беспилотник войдет в национальный проект

Дата публикации 09.10.2023

Новосибирская область, известная своей наукой, высоким уровнем цифровизации и удачной транспортной логистикой, за пять лет удвоила бюджет и планирует еще нарастить его на треть к 2026 году.  В интервью агентству ТАСС губернатор Новосибирской области Андрей Травников рассказал о том, какие отрасли регион ставит в приоритет на ближайшую и долгосрочную перспективу, в том числе о развитии отрасли БПЛА:

— Новосибирская область — один из регионов — лидеров по развитию беспилотных авиасистем. Какие предложения регион дал для включения в нацпроект БАС? Когда может быть открыт научно-производственный центр БПЛА?

— Действительно, инициаторы нацпроекта, понимая, что в Новосибирске серьезные компетенции в авиастроении вообще и в сфере беспилотников в частности, попросили нас включиться в создание сети подобных центров, и мы свои предложения подготовили. Нацпроект еще не утвержден, но я участвовал в его обсуждении у премьер-министра Михаила Владимировича Мишустина, и там было подтверждено, что новосибирский НПЦ как раз входит в сеть будущих центров.

Пока точной даты открытия НПЦ БПЛА нет, но мы рассматриваем его создание в 2025 году. Главный вопрос стоит в объеме федерального софинансирования и порядке создания центров, закрепленном в национальном проекте БАС. Предварительно был рассмотрен вопрос государственного финансирования на сумму в 2,1 млрд рублей.

— Какие предложения вы внесли?

— Мы постарались выбрать свою нишу, где бы мы могли быть сильными и полезными для нацпроекта в целом и достижения общей цели. Есть ниши, где мы можем быть поставщиками отдельных компонентов, — это все, что связано с электропитанием, на базе Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). То, что связано с системами связи и радиосвязи для беспилотников, — это Сибирский государственный университет геосистем и технологий (СГУГиТ). Приборы для мониторинга поверхностей, тепловизоры, аппаратура для изучения приповерхностных слоев земли — это наш Академпарк и институты СО РАН, которые имеют такую компетенцию. Ну и мы сильны в создании летательных аппаратов — это СибНИА имени Чаплыгина. Причем СибНИА выбрал нишу тяжелых беспилотных летательных аппаратов самолетного типа. Это сегодня свободная ниша, если говорить про гражданский сектор. Поэтому на базе известного проекта "Партизан" СибНИА собирается создавать тяжелый беспилотник для доставки коммерческих грузов в различные направления. Но это не исключает и производство привычных квадрокоптеров — то, что у нас сейчас существует, тоже войдет в этот кластер.

— То есть новосибирский НПЦ — это будет отдельное производство или все-таки речь о кооперации?

— Предполагается организация производства именно аппарата, который собираются разработать в СибНИА, потому что для тяжелых беспилотников требуются дополнительные площади. Это не исключает в том числе сервисы. Например, испытания беспилотников — нужна не только большая площадка. Кстати, для этих целей мы собираемся использовать в рамках этого проекта аэродром в Бердске — там есть хорошая длинная полоса. Плюс нужны специалисты, которые умеют не просто поднять аппарат, но и провести все необходимые испытательные маневры, тесты и прочие операции для того, чтобы сертифицировать этот аппарат. Мы предполагаем, что новая производственная площадка будет находиться рядом с местом испытаний в Бердске.

Есть летчики-испытатели — всем хорошо известно, что это особая специальность и отдельная профессия. Например, военного летчика сразу же сделать испытателем нельзя, потому что он одновременно и летчик, и иногда ученый, и конструктор. Испытателей беспилотников нет пока в природе, а запрос на это уже есть, потому что прежде, чем допустить беспилотник в зону полетов с населенными пунктами или где летают уже и другие аппараты, нужно провести испытания, тестирование, сертификацию. Это особая работа. И за эти сервисы наш НПЦ готов взяться.

Полное интервью читайте по ссылке